Классификация зубных отложений

Занятие 8. Зубные отложения и их роль в развитии кариеса зубов и заболеваний пародонта. Методы удаления зубных отложений.

Необходимо: таблицы с гигиеническими индексами, зубной камень на фантомах, зубная щетка, флосс, резинки, наконечники, штрипсы, набор для удаления зубного камня.

Вопрос 1. Классификация зубных отложений.

Зубные отложения подразделяют на 2 группы (минерализованные и неминерализованные). К неминерализованным относится: кутикула, пелликула, мягкий зубной налет, зубная бляшка. К минерализованным относится: наддесневой и поддесневой зубной камень.

Неминерализованные зубные отложения.

Кутикула – это остатки эмалевого органа, то есть эта оболочка зуба присутсвует на зубе в момент его прорезывания. Однако при жевании в области бугров эта оболочка стирается.

Пелликула – производное слюны, состоит из аминокислот и сахаров, из которых образуются полисахариды. Роль пелликулы неоднозначна: с одной стороны, она защищает кристаллы гидроксиапатита от килост, с другой – способствует прикреплению микроорганизмов к поверхности зуба.

Мягкий зубной налет – состоит из остатков пищи, слущенных клеток эпителия полости рта и отдельных микроорганизмов. Зубной налет определяется визуально, удаляется при интесивном полоскании или с помощью зубной щетки. Сам по себе зубной налет не является кариесогенным, так как в его составе нет колоний анаэробных микроорганизмов.

Вопрос 2. (продолжение) Зубная бляшка. Состав и механизм образования.

Зубная бляшка – скопление бактерий, которые плотно фиксированы на поверхности зуба и способны при определенных условиях создать кислую среду на ограниченном участке эмали. Это мягкий, ПРОЗРАЧНЫЙ, клейкий материал, состоящий из бактерий и продуктов их жизнедеятельности, НЕ СОДЕРЖИТ ОСТАТКОВ ПИЩИ, НЕ УДАЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ.

Рост зубной бляшки.

Уже через 2 часа после профессиональной гигиены полости рта на поверхности эмали образуется пелликула.

На поверхности зуба фиксируются микроорганизмы, имеющие способность к избирательному прикреплению к гидроксиапатиту и пелликуле (СТРЕПТОКОККИ – STR. SANGUIS, АКТИНОМИЦЕТЫ, ПЕПТОСТРЕПТОКОККИ). В этот период бляшка в основном состоит из аэробных колоний микроорганизмов (незрелая бляшка).

В течение 3-х суток происходит «созревание» бляшки – рост анаэробных колоний (STR. MUTANS). С этого времени сахароза, находящаяся в зубном налете в результате гликолиза преобразуется в большое количество молочной кислоты, значение рН достигает 5,5-5,0.

Вопрос 3. Какова роль зубной бляшки в развитии кариеса?

В результате процессов гликолиза, происходящих на поверхности эмали, образуется молочная кислота, происходит закисление среды, что приводит к локальной деминерализации эмали. В результате увеличиваются межпризменные пространства и микроорганизмы проникают в эмаль – начинается кариозный процесс.

Почему слюна, обладающая буферной емкостью, не нейтрализует образующуюся молочную кислоту?

Зубная бляшка выполняет роль щита: она препятствует проникновению кислорода к поверхности эмали, препятствует проникновению кальция и фосфора из слюны, препятствует деятельности буферных систем слюны.

ПРИМЕНЕНИЕ ФТОРСОДЕРЖАЩИХ ПАСТ И ЭЛИКСИРОВ БЕСПОЛЕЗНО, ЕСЛИ ПАЦИЕНТ ЧИСТИТ ЗУБЫ ПЛОХО, И НА ПОВЕРХНОСТИ ЗУБОВ ПРИСУТСВЕТ ЗУБНАЯ БЛЯШКА.

Где наиболее часто локализуется зубная бляшка?

Там, где не происходит механического очищения поверхности эмали при жевании, где пациенты недостаточно хорошо очищают поверхность эмали. ПРИШЕЕЧНЫЕ ОБЛАСТИ, ФИССУРЫ, МЕЖЗУБНЫЕ ПРОМЕЖУТКИ, СЛЕПЫЕ ЯМКИ ЗУБОВ.

/ Зубные отложения

наддесневой зубной камень;

поддесневой зубной камень

Кутикула или редуцированный эпителий эмалевого органа, теряется вскоре после прорезывания, поэтому существенной роли в физиологии зуба не играет.

Пелликула (приобретенная кутикула) — тонкая приобретенная органическая пленка, структурный элемент поверхностного слоя эмали. Образуется из гликопро-теидов слюны на поверхности зуба после его прорезывания. Пелликула является бесструктурным образованием, плотно фиксированным на поверхности зуба, и иг­рает важную роль в избирательном прикреплении бактерий. Выявляется невоору­женным глазом только при окрашивании зубов (эритрозин, фуксин, метиленовый синий, раствор Шиллера-Писарева). От состояния пелликулы зависят процессы диффузии и проницаемости в поверхностном слое эмали. В определенной степени эта оболочка защищает целостность структуры эмали, однако большое количество пелликулы не является показателем резистентности эмали.

Пелликула лишена каких-либо микроорганизмов, но может способствовать

оседанию последних. Снимается с помощью кислот или абразивных веществ, через несколько часов образуется вновь.

Зубная бляшка — мягкое, аморфное отложение, накапливающееся на поверхности зубов, протезов, пломбах. В малых количествах не видна, если не пигментирована. При большом накоплении видна невооруженным глазом. Образуется в местах ретенции на зубах — контактные поверхности и пришеечные области.

Состоит в основном из пролиферирующих микроорганизмов, лейкоцитов, макрофагов, эпителиальных клеток. 70% — бактерии, остальное — межклеточный матрикс.

Образование: присоединение монослоя бактерий к пелликуле зуба с помо­щью липкого межбактериального матрикса, состоящего из полисахаридов и про­теинов. Особо следует отметить высоко адгезивные декстран и леван, продуцируе­мые из сахарозы бактериями.

Зубная бляшка быстрее образуется во время сна. Удаляется с помощью щет­ки. Скорость образования бляшки не связана с количеством употребляемой пищи -имеет значение ее состав и консистенция. Ускоряет бляшкообразование избыток углеводов, сахаров, мягкая консистенция пищи. Непосредственно под зубной бляшкой происходит активная жизнедеятельность микробов, сопровождаемая об­разованием молочной и других органических кислот, ферментативной активностью (гиалуронидаза, муциназа и др.) и другими процессами метаболизма микроорга­низмов, что приводит к местному изменению рН среды и развитию очагов демине­рализации эмали на этом участке.

Зубной налет прикреплен к поверхности зуба менее плотно, чем пелликула, в то же время, в отличие от пищевых остатков, его нельзя удалить простым полос­канием. Зубной налет начинает накапливаться вскоре после чистки зубов, он обра­зуется путем адсорбции микроорганизмов на поверхности эмали и растет за счет постоянного наслаивания новых бактерий, причем в определенной последователь­ности: вначале кокковая флора, а затем палочковидные и нитевидные бактерии. По мере роста налета и увеличения его толщины начинают преобладать анаэробные формы бактерий.

Налет обладает пористой структурой, что позволяет углеводам свободно проникать в его глубокие слои. При приеме мягкой пищи и употреблении значи­тельного количества легко ферментируемых углеводов происходит его значитель­ный и быстрый рост.

Чаще всего зубной налет располагается над десной, в пришеечной области, в фиссурах, причем у входа в фиссуры скапливается больше микроорганизмов, чем в глубине.

Состав: конгломерат микроорганизмов, постоянно слущивающихся эпителиальных клеток, лейкоцитов, сложных липидов и протеинов, частицы пищи. Что ка­сается минеральных компонентов, то преобладают кальций, общие и неорганиче­ские фосфаты, фториды. Кальций в налете может быть связан с бактериями, вне­клеточными белками или фосфатами, которые в свою очередь могут существовать в виде неорганического ортофосфата или органических соединений. Водная фаза,составляющая 25-35% общего объема, располагается внеклеточно и является «средой инкубации» бактерий.

Зубной налет может быть белого, зеленого и коричневого цвета.

Мягкий белый зубной налет, видимый без окрашивания специальными рас­творами, накапливается преимущественно в период покоя речевого и жевательного аппарата и при отсутствии надлежащей гигиены полости рта. Этот вид зубного на­лета может явиться причиной запаха изо рта, извращения вкусовых ощущений, а также служить центром минерализации при образовании зубного камня.

Зеленый зубной налет, чаще наблюдаемый у детей и молодых пациентов, располагается тонким слоем на губных поверхностях, преимущественно фронталь­ных зубов. Появление этого налета связано с жизнедеятельностью хромогенных микроорганизмов, содержащих хлорофилл.

Коричневый зубной налет чаще всего встречается у курильщиков, а его цвет зависит от никотина и интенсивности курения. Он с трудом поддается очищению с помощью зубных щеток и паст, поэтому для его удаления зубы следует обрабаты­вать жесткими щетками и специальными пастами. У детей налет такого цвета чаще образуется на молочных зубах при выделении со слюной большого количества не восстановленного железа, которое, соединяясь в полости рта с серой из распадаю­щихся белковых веществ, и обуславливает окрашивание.

Кальцификация зубного налета приводит к образованию зубного камня -твердых отложений различной консистенции и окраски. Кристаллы фосфата каль­ция, которые откладываются внутри налета, могут быть тесно связаны с поверхно­стью эмали. Органическая часть камня представляет собой белково — полисахарид-ный комплекс, включающий клетки эпителия, лейкоциты, микроорганизмы, остат­ки пищи.

Наддесневый зубной камень располагается над гребнем десневого края. Для его образования используются в основном, минералы, поступающие из слюны. Обычно белого или желтоватого цвета, легко отделяется от поверхности зуба. Мо­жет быть окрашен пищевыми пигментами или от воздействия табака. Чаще образу­ется по проекции выводных протоков околоушных, подчелюстных, подъязычных слюнных желез. Относят к слюнному типу. Структура: минерализованная зубная бляшка. При отсутствии гигиенического ухода образование камня происходит на зубах не участвующих в акте жевания.

Основная локализация наддесневого зубного камня:

♦ язычная поверхность нижних передних зубов;

♦ щечные поверхности 17,16,26,27 зубов. Это зоны, где расположены вы­водные протоки околоушных и подчелюстных слюнных желез.

Поддесневой зубной камень. Источником образования поддесневого зубного камня является кровь и жидкости выходящие из крови. Поддесневой камень выяв­ляется лишь при зондировании. Обычно он темно-коричневого цвета с зеленова­тым оттенком, формируется на шейке зуба в пределах десневой бороздки, на це­менте корня, в пародонтальном кармане. Камень охватывает шейку зуба, часто об­разуя выступы, и плотно прикреплен к подлежащей поверхности.

Основная локализация поддесневого зубного камня:

♦ межзубные промежутки, особенно в области нижних передних зубов и в области всех моляров;

♦ язычные поверхности нижних моляров и премоляров;

♦ зоны перехода с язычной, щечной или небной поверхности на апроксимальную поверхность.

Методика выявления зубных отложений

Тщательное обследование зубов и поддесневых участков с помощью зон­да и зеркала.

Окраска налета различными красителями (таб. Dent (Япония), Espo-Plak, жидкость и таблетки Red-Cote), йодисто-калиевым раствором (раствор Люголя 2%).

Использование воздушного пистолета для «отодвигания» струей воздуха участка десны, прилежащей к шейке зуба, с целью обзора дна десневой борозды или патологического зубодесневого кармана.

Е.В. Боровскийс соавт. Терапевтическая стоматология. – М. 2001.

А.А. Колесов с соавт. Стоматология детского возраста. – М. 1991.

Э.М. Мельниченко. Профилактика стоматологических заболеваний Минск, 1990.

Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие Москва, 1997.

Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний / Э. М. Кузьмина.-М. Уч. пособие, 2001. – 216 с.

Минерализованные зубные отложения.

Тема: Классификация зубных отложений. Методики выявления и удаления зубных отложений. Значение этих образований в развитии стоматологических заболеваний. Средства для предотвращения образования зубного налета, механизм их действия.

Цель занятия: Изучить классификацию зубных отложений и методики их выявления. Разобрать влияние зубных отложений на развитие стоматологических заболеваний. Изучить основные принципы предотвращения образования зубного налета.

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1. Классификация приобретенных структур полости рта

2. Что такое пелликула, из чего она состоит?

3. С помощью чего можно обнаружить пелликулу и как ее удалить?

4. Какую роль играет пелликула?

5. Из чего состоит зубная бляшка?

6. Как и за счет чего происходит образование зубной бляшки?

7. Чем вызвано изменение свойств микроорганизмов внутри бляшки?

8. Факторы, влияющие на образование и рост бляшки

9. С помощью чего можно удалить зубную бляшку?

10. С помощью чего можно обнаружить зубную бляшку?

11. Чем зубной налет отличается от зубной бляшки?

12. Какие существуют виды минерализованных зубных отложений и чем они отличаются?

13. Что включает в себя индивидуальная гигиена полости рта?

14. Что включает в себя профессиональная гигиена полости рта?

15. Что определяют с помощью индекса Федорова – Володкиной и как осуществляется его оценка?

16. Для чего служит индекс Грина – Вермиллиона, как он рассчитывается и анализируется?

17. На чем основана методика определения индекса PMA Parma, и какие выводы можно сделать при его анализе?

18. Для чего предназначен пародонтальный индекс Russel, критерии его оценки?

19. Как проводится оценка индекса Fush?

20. Методика и критерии оценки индекса CPITN.

21. Какие выделяют группы веществ, входящие в средства гигиены, в зависимости от механизма их действия?

22. Назовите 2 – 3 представителя различных групп наполнителей средств гигиены и механизм их действия.

Согласно современной теории патогенеза кариеса и периодонтита, ведущую роль в развитии данных заболеваний играют приобретенные структуры полости рта (зубные отложения).

Классификация приобретенных структур полости рта (Пахомов Г.Н. 1982 г.):

1. Неминерализованные зубные отложения

b. Зубная бляшка

c. Мягкий зубной налет

d. Пищевые остатки (детрит)

2. Минерализованные отложения

a. Наддесневой зубной камень

b. Поддесневой зубной камень

Пелликула зуба – приобретенная структура полости рта, представляющая собой тонкую органическую пленку, которая сменяет врожденную несмитову оболочку (кутикула), покрывающую зуб после прорезывания.

Пелликула свободна от бактерий и состоит из гликопротеидов. Удалить ее с поверхности зуба можно лишь с помощью сильных абразивов. Однако при последующем контакте зуба со слюной она образуется в течение 20 – 30 минут.

Предавая эмали избирательную проницаемость. пелликула имеет большое значение в процессах диффузии в поверхностном слое эмали; в защите зубов от воздействия растворяющих агентов. Состояние пелликулы может служить фактором или ускоряющим воздействие кариеса, или, наоборот, усиливающим реминерализацию эмали. Доказано, что пелликула препятствует выходу фторидов из эмали, а также способствует проникновению их в эмаль.

Для обнаружения пелликулы в клинике обычно применяют красители: эритрозин – окрашивание в ярко красный цвет; йодсодержащие вещества (раствор Люголя, Шиллера – Писарева) – желто-розовое окрашивание. Пелликула может окрашиваться под воздействием курения, лекарственных веществ, хромогенных бактерий.

Благодаря наличию пелликулы происходит избирательное прикрепление микроорганизмов к поверхности зуба .

Зубная бляшка – бесцветное образование, которое располагается над пелликулой зуба. Она состоит из микроорганизмов, эпителиальных клеток, лейкоцитов и макрофагов. Главными неорганическими компонентами матрикса являются кальций и фосфор. Кроме того присутствуют магний, натрий, калий.

Первичное обсеменение пелликулы аэробами происходит за счет адгезии, при наличии у микроорганизмов микрофибрилл или молекул декстранов. Механизм присоединения микроорганизмов в процессе колонизации зубной бляшки называется коагуляцией. Это специфическое стереохимическое взаимодействие белковых и углеводных молекул расположенных на стенках микроорганизмов. Оно обусловлено электростатическими силами.

Процесс колонизации зубной бляшки микроорганизмами различных видов идет в определенной последовательности. Обусловлено это тем, что продукты метаболизма одних микроорганизмов будут являться продуктами питания для других, присоединяющихся позже.

Особый интерес в колонизации зубной бляшки представляет появление в ее составе Fusobacteria nucleatum. Строение данного микроорганизма таково, что одними рецепторами он способен внедряться в Гаммположительный слой микроорганизмов зубной бляшки, а к другим легко прикрепляются Грамотрицательные анаэробы.

Одними из последних зубную бляшку колонизируют нитевидные, веретенообразные микроорганизмы, спирохеты. Продуктами их метаболизма являются экзополисахариды. Эти вещества дополнительно усиливают адгезию микроорганизмов между собой и покрывают зубную бляшку в виде защитной пленки с избирательной проницаемостью.

Внутри микробной бляшки колонии микроорганизмов взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, обмениваются генетической информацией. В результате таких взаимодействий изменяются качества микроорганизмов. Изменяется их чувствительность к антисептикам, антибиотикам, изменяются продукты их метаболизма. В результате этого микроорганизмы внутри зубной бляшки и эти же микроорганизмы, присутствующие в полости рта в свободном виде (плавающие формы), в десятки – сотни раз отличаются друг от друга по своим качественным характеристикам.

Бляшка не является остатком пищи, но микроорганизмы внутри бляшки активно используют для своей жизнедеятельности те пищевые остатки, которые легко диффундируют в бляшку. К ним относятся: сахароза, глюкоза, лактоза, мальтоза, фруктоза.

Бляшка быстро возникает при употреблении мягкой пищи, тогда как жесткая пища задерживает ее образование. Накопление в бляшке конечных продуктов метаболизма микроорганизмов (кислот и азотистых веществ) зависит от скорости их образования и выхода из бляшки. Однако скорость диффузии резко замедляется при обильном поступлении углеводов с пищей. Это способствует накоплению в бляшке кислот, которые могут растворять пелликулу и эмаль.

Обнаружить клинически бляшку можно лишь при специальном окрашивании. Бляшка практически не удаляется при индивидуальной чистке зубов. По мнению В.К.Леонтьева бляшка – это фундамент для мягкого зубного налета, который легко удаляется, а бляшка при этом остается в качестве базиса для образования нового зубного налета. Поэтому в клинике имеет смысл рассматривать их вместе.

Зубной налет представляет собой серовато-белое или желто-коричневое липкое отложение, не плотно прилегающее к поверхности зуба. Налет может быть смыт струей воды, но требуется механическая чистка для того, чтобы обеспечить его полное удаление. Зубной налет является совокупностью микроорганизмов, постоянно слущивающихся эпителиальных клеток, лейкоцитов, смеси слюнных протеинов и липидов. Налет, в отличие от зубной бляшки, не имеет постоянной внутренней структуры. Он может образовываться на ранее очищенных зубах через несколько часов, даже если не было приема пищи. Его раздражающее действие на десну обусловлено микроорганизмами и продуктами их метаболизма.

За время пребывания в полости рта с налетом происходит ряд качественных изменений, проявляющихся в его минерализации. Поэтому, наличие у пациента даже частично минерализованного зубного налета свидетельствует о плохой гигиене полости рта.

В процессе минерализации зубного налета основное значение имеет фосфор и магний, нежели кальций. Первые признаки минерализации можно обнаружить через 4 – 8 часов после образования зубного налета. Через двое суток происходит минерализация зубного налета примерно на 50%, а далее скорость минерализации замедляется.

Для оценки гигиены полости рта, определения эффективности средств и методов гигиены широко применяются индексы, основанные на окрашивании внеклеточных полисахаридов зубного налета и бляшки. Для этих целей чаще всего используют «бисмарк коричневый», растворы и таблетки «эритрозина», раствор основного фуксина, раствор Люголя.

Rp: Fuchsini bas. – 1,5

Spiritus med. 75% — 25.0

MDS: 15 капель на ¼ стакана воды, полоскать 30 сек.

Rp: Kalii Jodidi pulv. – 2,0

Aquae dist. ad — 40,0

MDS: раствор Люголя. Наносить на поверхность зубов и слизистую с помощью ватных шариков.

Пищевые остатки располагаются чаще всего в ретенционных местах и легко удаляются при движении щек, губ, языка, при полоскании рта. Иногда для удаления пищевых остатков необходимо использовать зубочистки и зубные нити. При употреблении мягкой пищи ее остатки могут подвергаться гниению, брожению. Получившиеся при этом продукты могут способствовать метаболической активности микроорганизмов зубной бляшки. Их влияние связано со скоростью самоочищения полости рта и ухода за ней. Например, следы сахара, введенного в водном растворе, остаются в полости рта в течение 15 минут, тогда как сахар, введенный в твердом виде, – 30 минут.

Минерализованные зубные отложения.

Наддесневой зубной камень располагается над гребнем десневого края, твердой или глинообразной консистенции, легко отдаляется от поверхности зуба при соскабливании или скалывании. Цвет его зависит от пищевых пигментов, локализуется чаще всего на тех поверхностях, которые расположены рядом с устьями выводных протоков слюнных желез. В механизме образования наддесневого зубного камня большая роль принадлежит фосфатам и карбонатам ротовой жидкости. Около 10% органической части камня составляют полисахариды.

Поддесневой зубной камень располагается в зубодесневом кармане. Для его выявления необходимо проводить аккуратное зондирование зубодесневой бороздки и карманов. Этот камень обычно более твердый, чем наддесневой, темно-коричневого цвета, плотно прикреплен к поверхности корня зуба. По составу поддесневой камень сходен с наддесневым и представляет собой минерализованную зубную бляшку. Источником минеральных веществ для него служит десневая жидкость.

Зубной камень, так же как и зубной налет, легко окрашивается. Чаще всего красители применяют для контроля полноты удаления камней.

Все назубные отложения, за исключением пелликулы, инфицированы и играют существенную роль в развитии и прогрессировании заболеваний полости рта. Именно поэтому требуется своевременное и качественное их удаление. Этим целям служат индивидуальная и профессиональная гигиены полости рта.

Индивидуальная гигиена полости рта включает: ежедневную (не менее 2 раз) чистку зубов, интенсивное полоскание полости рта после приема пищи, использование зубочисток, зубных нитей, ополаскивателей полости рта. Профессиональная гигиена полости рта проводится врачом с применением специальных инструментов и средств. Она включает в себя определение уровня гигиены полости рта, механическое удаление зубных отложение, шлифовку и полировку зубов и пломб, контрольное определение состояния гигиены полости рта и индивидуальные рекомендации по уходу за полостью рта.

© 2015-2017 lektsii.org.

Тема.Зубные отложения.
Цель. Обучить студентов распознаванию отложений на зубах; разобрать причины образования зубных отложений; ознакомить с методами удаления зубных отложений.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: диапроектор «Пеленг», стоматологическая установка, кресло, наборы инструментов для обследования полости рта и снятия зубных отложений, угловой наконечник, щетки, пасты для размягчения и удаления зубных отложений, аппарат «Ультрастом», защитные очки, медикаменты (3% раствор перекиси водорода, 5% раствор йода, антисептики, растворы красящих веществ).

Учебные пособия: слайды, таблицы, естественные удаленные зубы.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестовых контрольных задач, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия: состав, свойства слюны и ротовой жидкости (кафедра биохимии).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Классификация зубных отложений. Состав зубных отложений. Роль отложений в возникновении кариеса и пародонтита. Методы удаления зубного налета, индекс гигиены полости рта. Методы удаления зубных отложений: механический, химический, ультразвуковой. Инструменты для снятия отложений. Средства и методы индивидуальной гигиены полости рта. Методы чистки зубов. Средства и методы профессиональной гигиены полости рта. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем инструментария и механических методов удаления зубных отложений, а также позиции врача относительно пациента и поворота его головы при снятии зубных отложений с различных участков поверхности зубов с учетом их принадлежности верхней и нижней челюсти, проведения антисептической обработки полости рта.

4. Самостоятельная работа студентов. Снятие зубных отложений с поверхности удаленных зубов, фиксированных на гипсовых моделях и полирование поверхности зубов после снятия отложений.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Зубные отложения согласно классификации Г.Н. Пахомова (1982) подразделяются на:

I. Неминерализованные зубные отложения:

б) зубная бляшка;

в) белое вещество (мягкий зубной налет);

г) пищевые остатки.

II. Минерализованные зубные отложения:

а) наддесневой зубной камень;

б) поддесневой зубной камень.

Неминерализованные зубные отложения

Пелликула зуба – тонкая приобретенная органическая пленка, структурный элемент поверхностного слоя эмали. Ее функции: защита от воздействия внешних факторов и участие в процессах диффузии и проницаемости поверхностного слоя эмали (избирательная проницаемость). Пелликула лишена каких-либо микроорганизмов, но в связи с особенностями структуры может способствовать оседанию последних. Снимается она с помощью кислоты или абразивных средств, через несколько часов образуется вновь.

Зубная бляшка – мягкое аморфное отложение, накапливающееся на поверхности зуба. В малых количествах она не видна. если не пигментирована. При большом накоплении, обычно через 30 дней, видна невооруженным глазом. Чаще образуется на зубах в местах ретенции. Обычно это контактные поверхности, пришеечные области, фиссуры. Зубная бляшка состоит в основном из микроорганизмов, лейкоцитов, макрофагов, эпителиальных клеток, остальное – «межклеточный матрикс». Образование бляшки начинается с присоединения слоя бактериальных клеток к поверхности пелликулы зуба. Адгезия осуществляется за счет липкого межбактериального матрикса, состоящего из полисахаридов и протеинов. Зубная бляшка быстрее образуется во время сна, на скорость ее образования влияют состав и консистенция пищи. Преобладание углеводов и мягкой пищи ускоряет бляшкообразование.

Под зубной бляшкой происходит активная жизнедеятельность микробов, сопровождаемая кислотообразованием, которое приводит к местному снижению РН среды и потере минеральных компонентов в поверхностном слое эмали. Зрелая бляшка содержит около 2,5х10 11 бактерий на 1г микроорганизмов (40% грамположительных кокков, 10% грамотрицательных кокков, 50% грамположительных палочек). Бактериальные колонии поддесневой и наддесневой бляшки сходны, в поддесневой больше вибрионов и фузобактерий.

Белое вещество зубного налета (мягкий зубной налет) представляет собой липкое отложение, менее плотно прилегающее к поверхности зуба, чем бляшка, видно без растворов красящих веществ, может образовываться в течение нескольких часов. Белое вещество является соединением микроорганизмов, слущенных эпителиальных клеток, лейкоцитов и смеси слюнных протеинов и липидов. Мягкий зубной налет не имеет постоянной внутренней структуры, как у бляшки. Раздражающее действие на десну связано с продуктами жизнедеятельности микроорганизмов.

Пищевые остатки – четвертый слой зубных отложений. Частицы пищи располагаются в ретенционных местах. При употреблении липкой пищи остатки ее подвергаются брожению, гниению, а получаемые при этом продукты способствуют активности и росту зубной бляшки. Вместе с тем зубная бляшка не является непосредственным продуктом разложения пищевых остатков.
Минерализованные зубные отложения

Наддесневой зубной камень располагается на поверхности зубов над десневым краем. Он белого, желтого или коричневого цвета, твердой или глинообразной консистенции. Его цвет часто зависит от воздействия табака или пищевых пигментов. Чем светлее зубной камень, тем он менее плотный и твердый, тем быстрее образуется и откладывается в большом количестве.

Наддесневой зубной камень относят к слюнному типу, так как доказано, что минералы и органические компоненты для образования этого камня поступают из слюны. Отложения этого зубного камня чаще располагаются на зубах, расположенных около выводных протоков слюнных желез.

В состав наддесневого камня входят неорганические (70-90%) и органические компоненты. Неорганическая часть представлена: кальцием (39%), фосфором (19%), остальное – магний, карбонаты, а также микроэлементы – натрий, цинк, стронций, бром, медь, марганец, вольфрам, золото, алюминий, железо, фтор.

Органический компонент представлен протеинполисахаридным комплексом, состоящим из слущенного эпителия, лейкоцитов, микроорганизмов, большинство из которых нежизнеспособны.

Поддесневой зубной камень располагается в десневых или пародонтальных карманах и не виден при визуальном обследовании ротовой полости, для его определения необходимо провести аккуратное зондирование. Он плотный и твердый, темно-коричневого или зеленовато-коричневого цвета, плотно прикрепленный к поверхности зуба.

Распространенность поддесневого зубного камня ниже, чем наддесневого, но после 40-летнего возраста этот камень встречается почти у всех людей .

Поддесневой камень относят к сывороточному типу, так как десневая жидкость, напоминающая сыворотку крови, является источником минерализации камня этого вида. По составу поддесневой камень сходен с наддесневым. Он содержит то же количество гидроксиапатита, больше магниевого апатита, меньше фосфата. Соотношение кальция и фосфата выше в поддесневом камне. Содержание натрия увеличивается пропорционально углублению десневого кармана. Слюнные белки в поддесневом камне отсутствуют. Количество микроорганизмов в камне больше, чем в других участках полости рта, но они нежизнеспособны.

Роль зубных отложений в возникновении кариеса
и пародонтита

Согласно современным представлениям о причине возникновения кариеса зубов, кариозный процесс начинается с очаговой деминерализации эмали, непосредственной причиной которой являются органические кислоты, образующиеся в процессе ферментации углеводов микроорганизмами зубного налета. Микробная бляшка – это ключевой фактор в этиологии кариеса, Углеводы, поступающие с пищей, утилизируются микроорганизмами бляшки, что приводит к снижению рН на поверхности зуба. Степень снижения рН зависит от толщины бляшки, числа и вида бактерий в ней, эффективности буферной емкости ротовой жидкости и других факторов.

Среди основных этиологических факторов воспалительных заболеваний пародонта выделяют состояние и продукты обмена в зубной бляшке и зубном камне. По своей структуре зубной камень – это минерализированная зубная бляшка. В результате окислительных реакций в зубной бляшке и камне накапливается большое количество протеолитических ферментов, которые способствуют нарушению связи эпителия с эмалью зуба. Образуемые анаэробными бактериями эндотоксины, повреждающие соединительную ткань, активизируют систему комплемента и медиаторов воспаления, что способствует развитию воспаления мягких тканей с последующей деструкцией костной ткани альвеолы.

Методы выявления зубного налета

Не все зубные отложения видны невооруженным взглядом. Их выявляют с помощью красителей. растворов Люголя, Шиллера-Писарева, 0,75%, 6% растворов основного фуксина, 4-5% спиртового раствора эритрозина красного, 2% водного раствора метиленового синего.

Для оценки гигиенического состояния полости рта используют гигиенические индексы Федорова-Володкиной, Грина-Вермильона, индекс ВОЗ.
Методы удаления зубных отложений

Тщательное удаление мягких и твердых зубных отложений со всех поверхностей зубов в десневом и пародонтальном карманах и последующая обработка зубов и десен профилактическими средствами проводится стоматологом.

Пелликула зуба может быть удалена лишь с помощью сильных абразивных агентов.

Зубная бляшка, располагающаяся над пелликулой зуба, бесцветна, для ее обнаружения применяют окрашивающие растворы. Это образование не смывается и не всегда удаляется при чистке зубов, но соскабливается экскаватором. После удаления зубной бляшки, открывается блестящая поверхность эмали. Нередко под бляшкой выявляются участки деминерализованной эмали.

Мягкий зубной налет удаляется ватным тампоном, смоченным 3% раствором перекиси водорода, марганцовокислым калием или экскаватором с последующей полировкой резиновым диском или щеточкой с абразивной пастой для удаления зубных отложений (на основе кремнезема, натрия бикарбоната или пемзы).

В настоящее время оптимальный результат снятия зубного налета достигается при использовании хэнди-бластера, удаляющего налет с помощью абразивного порошка (как правило, на основе гидрокарбоната натрия), подаваемого на поверхность с водой под давлением. Для этой цели применяют аппарат «Эр Флоу», с помощью которого полируют зубы и удаляют налет методом пескоструйной обработки.

Для удаления зубного камня существуют три метода: механический, физический и химический.

Механический метод. Для этого применяют специальный набор инструментов (набор Загса, Макколла и др.), представляющий собой различной формы крючки, изогнутые в различных плоскостях. Основным инструментом для удаления зубного камня служит острый экскаватор.

Физический метод. В последние годы в стоматологической практике для удаления зубных отложений используют ультразвуковые аппараты, в частности аппарат «Ультрастом». При использовании ультразвукового аппарата для удаления зубного камня следует руководствоваться тремя основными правилами:

— не устанавливать острие инструмента перпендикулярно оси зуба;

— не оказывать какое-либо давление на поверхность зуба;

— не использовать аппарат без водного орошения.

Ультразвуком зубной камень снимается безболезненно и бескровно. Следует осторожно применять ультразвуковые аппараты при проведении манипуляций пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями и противопоказано его использовать при наличии кардиостимулятора.

Химический метод. Проводится, когда затруднено применение механического метода удаления зубного камня (подвижные зубы, очень плотно фиксированный камень). В этих случаях можно использовать химические средства, растворяющие камень (кислоты и щелочи), например жидкий детергент (Detartol ultra фирмы «Септодонт»), состоящий из концентрированной хлористоводородной кислоты, йода и хлороформа. Препарат на ватном тампоне наносят на обрабатываемый участок зуба на 30 с, затем тампон убирают, а зуб прополаскивают водой. Детергент размягчает зубной камень, который затем легко соскабливается с поверхности зуба. Однако следует избегать попадания препарата на десну, так как он может вызвать некротические поражения пародонта.

Для эффективного удаления зубных отложений рекомендуется использовать ферменты (трипсин, химотрипсин), растворив их предварительно 1:1 в микроциде, накладывая на поверхность зубных камней, что способствует их размягчению. Проводить это надо перед механическим методом удаления.

Независимо от способа удаления зубного камня данную процедуру следует заканчивать полированием зубов. Для этого используют пластиковые, резиновые чашечки, кисточки и щеточки. Их применяют с абразивными пастами и без них.

Средства и методы индивидуальной гигиены полости рта

Ведущим мероприятием в комплексе профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Это профилактическое мероприятие должно проводится у всех без исключения людей независимо от уровня стоматологической заболеваемости и состояния органов полости рта. Основной целью гигиены является удаление зубного налета – основного этиологического фактора кариеса зубов и болезней пародонта. Под индивидуальной гигиеной полости рта понимают тщательное и регулярное удаление каждым человеком отложений с поверхности зубов и десен.

К средствам индивидуальной гигиены полости рта относятся зубные щетки, ирригаторы полости рта, зубные нити, зубные порошки и пасты, гели, зубные эликсиры, жевательная резинка.

Методами индивидуальной гигиены полости рта являются чистка зубов и полоскание полости рта.

Средства и методы профессиональной гигиены полости рта

В понятие «профессиональная гигиена полости рта» входит широкий круг мероприятий: беседа о гигиене полости рта и профилактике болезней полости рта, обучение и коррекция чистки зубов, чистка зубов медицинским работником, снятие всех видов приобретенного налета (кроме пелликулы): мягкий зубной налет, над- и поддесневой зубной камень, налет курильщика, пигментные налеты. Шлифование пломб и острых краев зубов, обработка дезодорантами, подбор средств гигиены и профилактики, зубных паст и щеток.

Схема ориентировочной основы действия
при снятии зубных отложений с поверхности удаленных зубов, фиксированных на гипсовых моделях,
и полировании зубов после снятия зубных отложений

1. Подготовьте и наденьте медицинскую форму, займите рабочие места
2. Возьмите фантом с естест­венными зубами, закрепите в окклюдаторе
3. Возьмите лоток со стомато­логическим инструментарием
4.Экскаватор вводят под основание зубного камня и рычагообразными движениями откалывают кусочки камня
5. Вставьте в угловой нако­нечник резиновые чашечки или щеточки, нанесите на них абразивную пасту. Затем, слегка прижимая инструмент к поверхности зуба, совершают мягкие движения по направлению от коронки к шейке зуба при включенной бормашине

Лоток с инстру­ментарием для снятия зубных от­ложений

Угловой наконеч­ник, резиновые ча­шечки, щеточки, абразивная паста

Исходные знания, мето­дические рекоменда­ции

Фантом прочно закреп­лен в окклюдаторе

Поверхность зуба пол­ностью освобождена от

Поверхность зуба пол­ностью отполирована

1. Классификация зубных отложений по Г.Н. Пахомову.

2. Характеристика и состав зубных отложений.

3. Роль зубных отложений в возникновении кариеса и пародонтита.

5. Механический метод удаления зубных отложений.

6. Инструменты для снятия отложений.

7. Химический метод удаления зубных отложений.

8. Ультразвуковой метод удаления зубных отложений.

9. Средства и методы индивидуальной гигиены полости рта.

10. Средства и методы профессиональной гигиены полости рта.

Задача 1. Соотнесите:

1. При проведении профилактического осмотра оральная поверхность 43, 42, 41, 31, 32, 33 зубов была окрашена раствором эритрозина. Пришеечная область указанных зубов окрасилась в розовый цвет. После соскабливания окрашенных участков с помощью экскаватора обнаружена блестящая поверхность эмали.

Какое из зубных отложений было обнаружено при осмотре? К какой группе согласно классификации оно относится?

2. У пациента обнаружен мягкий зубной налет в пришеечной области и на контактных поверхностях зубов, который был удален с помощью ватного тампона, смоченного 3% раствором перекиси водорода.

Даны рекомендации по уходу за полостью рта.

Правильно ли проведено удаление зубных отложений? Ответ обоснуйте.

3. При проведении химического метода удаления зубного камня с поверхности зубов на обрабатываемый участок зуба нанесен ватный тампон, смоченный 1 н соляной кислотой, на 90 с. После этого зубной камень удален с помощью экскаватора.

Верно ли выбран раствор и экспозиция для проведения методики? Какие могут возникнуть осложнения?

4. Во время удаления зубных отложений с помощью ультразвукового аппарата возникла резкая болезненность в области обрабатываемых зубов.

Перечислите возможные причины возникновения болевых ощущений у пациента.

5. В ходе профосмотра врачом-стоматологом была проведена беседа с пациентом о гигиене полости рта, обучающая чистка зубов, удалены зубные отложения с поверхности зубов с помощью специальных стоматологических инструментов.

Все ли средства и методы профессиональной гигиены полости рта были использованы врачом? Обоснуйте.

6. После удаления зубного камня поверхность зубов отполирована с помощью специальных щеточек, смоченных 3% раствором перекиси водорода.

Верно ли проведено полирование зубов? Предложите средства и инструменты для полирования.

7. С целью выявления зубного налета поверхность зубов была обработана 10% настойкой йода.

Правильно ли выбран раствор? Перечислите индикаторы зубного налета.

8. На контактных поверхностях и в пришеечной области 45, 44, 43, 42, 41, 31, 32, 33, 34 и 35 зубов значительное отложение над- и поддесневого зубного камня. Для удаления зубных отложений врач выбрал острый экскаватор.

Достаточно ли использование только одного инструмента? Обоснуйте ответ и предложите инструменты для механического удаления зубного камня.

9. В ходе беседы об индивидуальной гигиене полости рта и осмотра врач-стоматолог произвел подборку пациенту зубной пасты и щетки.

Укажите средства и методы индивидуальной гигиены полости рта, которые вы могли бы дополнительно рекомендовать пациенту.

10. При механическом удалении зубного камня с поверхности зуба экскаватор ввели под основание зубного камня и рычагообразными движениями скалывали кусочки камня. Медикаментозная обработка десневого края была проведена до и после удаления зубного камня.

Верно ли проведена техника удаления зубного камня?

1. При проведении оценки гигиенического состояния полости рта поверхность зубов была окрашена раствором Шиллера-Писарева.

Верно ли выбран раствор? Какие индикаторы зубного налета и гигиенические индексы вам известны?

2. Во время осмотра в пришеечной области 47, 46, 45, 35, 36 и 37 зубов обнаружено липкое отложение белого цвета, неплотно прилегающее к поверхности зуба и легко удаляющееся при помощи экскаватора с поверхности зуба.

3. При удалении зубных отложений с помощью ультразвукового аппарата острие скалера было установлено перпендикулярно оси зуба. Аппарат использован с водным орошением.

Допущены ли ошибки при проведении физического метода удаления зубных отложений? Перечислите преимущества метода.

4. После удаления зубного камня поверхность зубов окончательно обработана карборундовыми головками и полировочными дисками.

Правильно ли выполнен окончательный этап удаления зубных отложений? Какие инструменты и средства для полирования поверхности зубов вы можете предложить?

5. При обследовании пациента с воспалительным заболеванием пародонта отмечена подвижность III степени 43, 42, 41, 31, 32, 33 зубов; значительные отложения очень плотно фиксированного зубного камня в области указанных зубов.

Какой метод удаления зубного камня показан в данной ситуации? Ответ обоснуйте.

6. В ходе профилактического осмотра пациента на предмет гигиенического состояния полости рта врач провел обучение и коррекцию чистки зубов, помог в выборе зубной щетки и пасты.

7. Во время удаления зубного камня механическим методом рука врача не была зафиксирована на подбородке пациента.

К какому осложнению может привести нарушение техники удаления зубного камня? Перечислите все возможные причины воспаления десневого края после проведения механического метода.

8. При проведении профессиональной гигиены полости рта врач удалил с поверхности зубов пациента над- и поддесневой зубной камень, налет курильщика, отполировал поверхность очищенных зубов.

Все ли мероприятия были выполнены врачом? Назовите методы и средства профессиональной гигиены полости рта.

9. У пациента произведено удаление наддесневых зубных отложений экскаватором и крючками, после чего была произведена ирригация полости рта раствором антисептика. В чем ошибка?

10. Перед удалением зубных отложений пациенту проведена аппликация детергента на ватном тампоне на обрабатываемый участок зуба на 30 с, после чего тампон убрали, а зуб прополоскали водой.

Тестовый контроль знаний

1. Какие зубные отложения являются минерализованными?

а) пищевые остатки;

б) поддесневой камень;

2. Какие зубные отложения являются неминерализованными?

а) белое вещество;

б) наддесневой камень;

в) зубная бляшка.

3. Что входит в состав зубной бляшки?

б) эпителиальные клетки;

в) межклеточный матрикс;

4. Какие факторы ускоряют бляшкообразование?

а) большое количество пищи;

в) углеводы пищи;

5. Источник минералов поддесневого зубного камня:

б) сыворотка крови;

в) минералы пищи.

6. Какие методы используют для определения поддесневого зубного камня?

7. Что относят к индикаторам зубного налета?

а) раствор фуксина;

б) раствор эритрозина;

в) раствор Люголя;

8. Какие зубные отложения удаляют при профессиональной гигиене полости рта?

а) белое вещество;

б) наддесневой камень;

в) зубная бляшка.

г) поддесневой камень;

9. Какие существуют методы удаления зубного камня?

10. Какие инструменты применяются для удаления зубных отложений?

в) резиновая чашечка;

д) фиссурный бор;

е) карборундовый камень.
Домашнее задание:

а) написать классификацию зубных отложений по Г.Н. Пахомову (1&82);

б) описать состав неминерализованных и минерализованных зубных отложений;

в) описать механизм образования наддесневого и поддесневого зубного камня;

г) методы удаления зубных отложений (характеристика);

д) описать роль зубной бляшки и мягкого зубного налета в возникновении кариеса зубов, гингивита и пародонтита;

е) зарисовать набор инструментов для удаления зубных отложений;

ж) написать преимущества снятия зубных отложений аппаратом «Ультрастом» («Ультрадент»).

1. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология / Е.В. Боровский, В.С. Иванов, Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская. – М. Медицина, 2001. – С. 718-727.

2. Зубные болезни: практическое руководство / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь, 1998. – С. 330-337.

3. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология / Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л.Ю. Орехова. – М. Медицина, 2002. – С. 615-622.

1. Терапевтическая стоматология: учебное пособие / под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М. Медицина, 2003. – С. 580-585

2. Тестовые задания для контроля уровня знаний по пропедевтике стоматологических заболеваний / под ред. проф. М.М. Пожарицкой. – М. 2000. – 40 с.

3. Тестовые задания по пропедевтике стоматологических заболеваний. Часть I. Терапевтическая стоматология / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь, 2003. – 40 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17

Зубные отложения как этиологический фактор кариеса зубов

Состав, структура, механизмы формирования и биохимия кариесогенных зубных отложений

Классификация зубных отложений. — Структура и функции пелликулы. — Этапы и механизмы формирования наддесневой зубной бляшки, значение ее биохимической деятельности. — Мягкий зубной налет.

Классификация зубных отложений

История исследований зубных отложений начинается от Аристотеля, описавшего «мягкий налет, приклеенный к дырявым зубам». В XVII в. Левенгук положил начало исследованию структуры зубных отложений, обнаружив при микроскопии налета, собранного с собственного зуба, что «. во всех Нидерландах населения меньше, чем на одном зубе». В изучении зубных отложений участвовали Уильяме, Блэк и Насмит, чьи имена вошли в названия отдельных структур.

В последнее время зубные отложения рассматривают в одном ряду с другими биопленками, покрывающими различные ткани организма человека и играющими в большинстве случаев физиологическую роль. Полость рта сравнивают с тропическим коралловым рифом — как в одном, так и в другом биотопе тепло, влажно и много пищи, что обеспечивает идеальные условия для процветания множества живых организмов.

Полагают, что нормальное предназначение естественных зубных отложений — физическая и бактериологическая защита от экзогенной колонизации полости рта патогенной флорой. Однако во многих ситуациях, обусловленных как объективными условиями полости рта, так и нерациональным оральным поведением человека, возникают неблагоприятные изменения в биохимии, составе и структуре зубных отложений (рис. 5.11, см. цв. вкл.), что придает им патогенные свойства.

Общепринятой является следующая классификация зубных отложений:
А. По локализации:
• наддесневые;
• поддесневые.

Б. По структуре и свойствам:
• кутикула;
• мягкие зубные отложения:
— пелликула;
— зубная бляшка;
— мягкий зубной налет;
— пищевые остатки.
• плотные зубные отложения:
— зубной камень.

В связи с кариесом зуба чаще всего речь идет о наддесневых отложениях.

Структура и функции пелликулы

Пелликула (от лат. pellicula — слой, пленка) — ближайший к эмали, тонкий (до 1 мкм) прозрачный слой приобретенных зубных отложений. Обнаженная после утраты кутикулы эмаль оказывается в окружении ротовой жидкости и абсорбирует ее компоненты. Поэтому состав пелликулы повторяет минеральный и органический состав ротовой жидкости, отличаясь лишь повышенной концентрацией белков, в частности, иммуноглобулинов G и М. В пелликуле обнаруживаются остатки оболочек микробных клеток, но активной микрофлоры здесь нет.

Известно, что пелликула легко и быстро образуется на любой плотной поверхности, помещенной в ротовую жидкость. Первые слои обнаруживаются через 20 мин, за сутки толщина пелликулы достигает 50— 1000 нанометров.

Формирование пелликулы на эмали начинается с заполнения ее естественных неровностей глубиной 1—3 мкм (рис. 5.12) глобулами денатурированных гликопротеидов слюны, не имеющими электрического заряда. Гликопротеиды первого («подповерхностного9raquo;, выравнивающего) слоя пелликулы химически связываются с эмалью: кислые группы соединяются с кальцием, основные — с фосфатами гидроксиапатитов. Второй слой («поверхностный9raquo;) образуется в ходе дальнейшей приципитации компонентов ротовой жидкости. Третий («надповерхностный9raquo;, внешний) слой пелликулы образован теми же осадками, имеет неровную поверхность, что облегчает присоединение к кутикуле следующих отложений.

Классификация зубных отложений
Рис. 5.12. Очищенная поверхность недавно прорезавшегося зуба; внизу перикиматы при большем увеличении (по Сакстону, 1975).

Слоеная структура пелликулы обуславливает разницу зарядов в недрах и на поверхности, что придает пелликуле свойства полупроницаемой мембраны. Пелликула дифференцирует потоки макро- и микроэлементов из эмали и в эмаль, обеспечивая ее трофику, дозревание и реминерализацию.

С другой стороны, пелликула играет роль пособника кариеса, так как неровная поверхность ее внешнего слоя организует избирательное прикрепление микроорганизмов (увеличивает адгезию S. sanguis и снижает — S. salivarius), а гликопротеиды и минералы пелликулы служат для микробов питательной средой.

Пелликула почти всегда присутствует на всех поверхностях зуба, контактирующих со слюной, но, будучи тонкой и прозрачной, может быть обнаружена только при помощи естественных (пищевых, табачных) и искусственных (хромогенных бактерий, смолы и дегтя, красящих компонентов лекарств) красителей. Удаление пелликулы в общем не имеет смысла, так как она неизбежно отстраивается в кратчайшие сроки. В случае, если окрашенная пелликула создает эстетические проблемы (так называемый налет Пристли), ее удаляют при помощи твердых истирающих материалов — абразивов.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *